Окольцованная метро. Мы посмотрели, как работает дежурная по станции на БКЛ
Больше трети работников Московского метрополитена – женщины. Об этом Сергей Собянин написал в своём телеграм-канале.
«Эту часть коллектива московского метро точно нельзя назвать слабой. Удивительные профессионалы своего дела, без которых столичный транспорт не был бы таким надёжным и комфортным», – отметил мэр.
Мы побеседовали с одной из сотрудниц метро, дежурной по станции «Воронцовская» новой линии БКЛ Евгенией Сабуровой, и узнали о нюансах её работы.
СИГНАЛЬНЫЙ ДИСК И РАЦИЯ
На «Воронцовскую» мы приехали как раз в тот момент, когда Евгения начала обход станции.
«Пойдёмте со мной, – приглашает нас дежурная. – По дороге всё расскажу».
В метро наша провожатая работает уже пять лет. Когда узнала, что открываются новые станции БКЛ, сама попросила о переводе сюда с АрбатскоПокровской ветки.
«Новые станции прекрасно освещены, на них отличные дизайнерские решения, – отмечает Евгения. – Если говорить о красоте, то из всех станций БКЛ мне больше всего нравится наша «Воронцовская», но тут каждый выбирает на свой вкус».
Дежурные по станции работают в дневные и ночные смены. Именно эти люди отвечают за бесперебойную работу станции, взаимодействие станционных служб, следят за правилами пожарной безопасности, посадкой и высадкой пассажиров, работой оборудования и освещением. Следуем за дежурной по платформе. Особое внимание Евгения обращает на осветительные приборы и панели навигации.
«Два моих главных рабочих инструмента – это сигнальный диск и рация, – говорит наша провожатая. – Мы всегда на связи с диспетчером, полицией, сотрудниками других станций и службой безопасности. А диск нужен для того, чтобы подавать сигналы машинистам».
Надеясь сделать яркое фото, мы попросили Евгению поднять сигнальный диск и повернуть его красной стороной.
«Что вы, не нужно этого делать, – смущается дежурная. – Это плохая примета. Помню, в свой первый рабочий день в кабинете я просто положила диск на стол красной стороной вверх. Старшие товарищи сразу доходчиво объяснили, что так делать не стоит. Конечно, мы несуеверны, но существуют традиции, которые не хотелось бы нарушать».
Оказывается, круговые движения красным диском сигнализируют машинисту о том, что необходимо немедленно остановить поезд.
«Это нужно, если на путях оказался человек или крупный предмет, – объясняет Евгения. – А вот поднятые с красным диском скрещённые руки – знак того, что следует открыть двери поезда. Так мы делаем, если видим, что в дверях зажало человека или его одежду».
На второй стороне сигнального диска изображён чёрный круг на белом фоне. Это сигнал того, что все пассажиры вышли и состав может отправляться в депо.
СТРОГИЙ ПОРЯДОК
Также дежурные следят за тем, чтобы на эскалаторе не было вандальных надписей или наклеек. По дороге Евгения Сабурова осматривает все служебные и технические помещения.
«Сюда посторонним нельзя, подождите пару минут», – извиняется женщина и скрывается за металлической дверью.
Во время обхода нужно проверить не только саму станцию, но и прилегающую территорию, поэтому далее мы отправляемся на улицу.
«Сейчас зима, важно следить за тем, чтобы снег у входов был убран», – объясняет Евгения.
На обратном пути осматриваем зону турникетов. Дежурная приветливо здоровается с контролёрами, которые следят за проходом пассажиров, и задаёт пару вопросов. Здесь всё в порядке – «зайцы» не пробегали.
ЗАЧЕМ ДЕЖУРНОМУ ЩИПЦЫ?
В кабинете Евгении Сабуровой на стене висят четыре монитора, на которые выведено изображение с 48 камер.
«Это только те зоны, которые необходимо постоянно контролировать, камер на станции в несколько раз больше», – уточняет наша собеседница.
Под мониторами в аквариуме живёт настоящая морская черепаха.
«Её зовут Наташка, она наш талисман, все сотрудники её очень любят», – с улыбкой говорит Евгения.
В углу комнаты замечаем длинные щипцы.
«А это специальный инструмент, который мы используем, чтобы достать упавшие на пути вещи, – объясняет дежурная. – Сейчас чаще всего пассажиры роняют беспроводные наушники. Хотя бывало, мы доставали клещами даже серёжки».
Опасно для жизни
Евгения Сабурова рассказала о том, что нужно делать, если вы споткнулись и упали на пути:
– Прямо под платформой находится контактный рельс под напряжением 825 вольт. Не стоит пытаться залезть на платформу, это опасно для жизни. Если вы оказались на путях, нужно быстрым шагом пройти в сторону электронных часов и встать за сигнальным знаком остановки первого вагона. Там вас встретит дежурный по станции и покажет место, откуда можно подняться с путей по лестнице. Однако если вы понимаете, что не успеете добраться до сигнального знака, лягте в углубление между рельсами лицом вниз, а головой в сторону прибывающего поезда. Перед этим обязательно снимите с себя сумку или рюкзак. Если есть капюшон, прижмите его к себе и за мрите. Когда поезд отъедет, вас выведут на платформу. Также не пытайтесь протягивать руку и помогать упавшему взобраться обратно. Током может ударить обоих. Лучше обратитесь к сотрудникам станции или быстро дайте человеку указание лечь в углубление между рельсами.
БКЛ В ЦИФРАХ
>4 млн поездок совершили москвичи всего за 5 дней бесплатного проезда по БКЛ. Первые итоги полноценной работы Большого кольца метро:
- самыми популярными станциями нового участка БКЛ за первые пять дней стали «Текстильщики», «Сокольники», «Каширская»;
- больше 70% пассажиров пересели на кольцо с других линий. За счёт этого многие станции разгрузились до 28%. Больше всего – «Калужская», «Автозаводская», «Нагатинская»;
- пассажиропоток на станциях БКЛ, которые работали и раньше, вырос на 45%.
«БКЛ для москвичей – это новые удобные маршруты и рекордные 47 пересадок на другие линии и направления, – написал у себя в телеграм-канале Сергей Собянин. – Теперь горожане экономят до 45 минут в день».
АЛЕКСАНДР АНДРУЩЕНКО