Обручево Победа

Позабыть нельзя...

Позабыть нельзя...

ПОЗАБЫТЬ НЕЛЬЗЯ…

Уже столько десятилетий прошло с той далекой военной поры, а Татьяне Николаевне Даниловой нет-нет, да и приснится, что она сидит в наушниках с микрофоном в руках и повторяет позывные: “Воздух”, “Воздух”, я - “Земля”, ответьте…” И ей, как и много лет назад, как будто спазм перехватывает горло, когда слышит в ответ: “Земля”, “Земля”, я - “Воздух”… самолет горит, я ранен, покинуть машину не могу, прощайте…”

Татьяна Николаевна Данилова родилась в 1923 году в селе Но-во-Петровское Московской области в семье колхозника. Семья была много-детной - восемь детей, маму наградили орденом “Материнская слава”. Жили бедно, но дружно, в любви и уважении друг к другу.

В 1941 году Таня окончила школу, 21 июня был выпускной вечер. Весели-лись всю ночь: пели, танцевали, делились своими планами на будущее. Оно казалось таким светлым и безоблачным. Уже под утро уставшие и счастли-вые ребята разошлись по домам.

Кажется, она только сомкнула глаза, а ее уже стала будить мама: “Проснись, доченька, война!”

В первые же дни войны ушли воевать четверо ее старших братьев: Иван, Михаил, Сергей и Николай. Чуть позже был призван и младший - Василий. В мае 1942 года, оставив учебу в кооперативном техникуме, Таня ушла добро-вольцем в Красную Армию. После окончания краткосрочных курсов ради-стов она в звании младший сержант была направлена в 242-й батальон аэро-дромного обслуживания Первой воздушной армии 3-го Белорусского фронта. Начались боевые армейские будни - многочасовые дежурства у аэродром-ных радиостанций, вначале отечественных - РСБ, БАФ, а потом освоила и трофейные, немецкие. Ее задачей было поддержание связи с уходящими на боевые задания самолетами, - все сообщения пилотов и время сообщений фиксировались в специальном журнале. В свободное от дежурства время Татьяна вместе с подругами набивала патронами пулеметные ленты, раз-гружала машины с авиабомбами: 50-килограммовые таскала на спине сама, 90-килограммовые - вдвоем с напарницей. Девушки работали наравне с мужчинами.

Самым трудным было подвешивать авиабомбы в бомбодержатели зимой, в тридцатиградусный мороз голыми руками. Пальцы прилипали к холодному металлу, а надевать рукавицы было нельзя - руки скользили и трудно было удержать авиабомбу, ходили с обмороженными пальцами. Даже в самую лю-тую зиму жили в холодных землянках.

Во время освобождения Белоруссии, под Минском, Татьяне пришлось об-служивать истребительный авиаполк, которым командовал полковник Васи-лий Сталин. Однажды во время ее дежурства он влетел в радиорубку, вы-хватил из ее рук микрофон и стал давать указания пилотам, находящимся в воздухе, а после скомандовал: “Быстро собирайтесь, грузитесь на машины и скорее уезжайте - немцы могут появиться в любую минуту!” Началась сума-тоха, но погрузились быстро. Уже темнело, машина с радиостанцией покину-ла аэродром последней. Ехали всю ночь в сплошной мгле (фары зажигать было нельзя) по лесным дорогам, ухабам. Утром, когда рассвело, колонна выехала наконец к своим.

Сам Василий Сталин тоже летал на боевые задания, но у него всегда было сопровождение. После гибели летчиков: сына Микояна - Владимира, сына Фрунзе - Тимура и сына Хрущева - Леонида Сталин запретил Василию боевые вылеты. Возмущенному сыну по телефону сказал: “Мне одного пленного уже достаточно” - и бросил трубку. Иосиф Сталин имел в виду своего старшего сына Якова, который попал в плен к немцам в самом начале войны. Василий запреты игнорировал и продолжал летать. Он понимал, что попасть в плен не имеет права и, говорят, летал без парашюта. Если бы его подбили, у него не было бы шансов спастись.

В районе литовского города Аштус пришлось обеспечивать радиосвязью французский истребительный авиаполк “Нормандия - Неман”. Сначала Тать-яна очень волновалась, ведь она не знает ни слова по-французски. Но ока-залось, что практически все французские летчики неплохо владели русским языком, и проблем во время диалога не возникало.

Обслуживала она и наших бесстрашных летчиц Таманского гвардейского авиаполка ночных бомбардировщиков. Они очень доставали немцев свои-ми налетами, и те прозвали их “ночными ведьмами”. Многое могла бы рас-сказать Татьяна Николаевна, но прошло слишком много времени, и какие-то эпизоды тех военных событий уже стерлись из памяти...

Война для Татьяны Даниловой закончилась в поверженной Восточной Пруссии, под Кенигсбергом. Она и девушки, ее боевые подруги, радовались Победе и плакали от счастья. Домой, в деревню, Татьяна вернулась лишь перед Новым, 1946 годом. На месте родного дома было пепелище, дом сгорел во время проходивших там боев. Родители уцелели, во время оккупации они прятались в лесной землянке. А четверо старших братьев с поля боя не вер-нулись: под Старой Руссой погиб Иван, под Сталинградом - Михаил, под Смоленском - Николай, в Крыму - Сергей. Уцелел только самый младший, Василий. Он стал кадровым офицером.

Татьяна Николаевна Данилова после войны трудилась бухгалтером Мос-ковской областной конторы Госбанка и ушла на заслуженную пенсию в 1978 году. За трудовые успехи она награждена многочисленными грамотами и знаком “Отличник Госбанка”, имеет звание “Ветеран труда”.

Последние новости