В «Эльдар» как на праздник. Александр Пашутин рассказал о киноклубе на Ленинском, 105
Александр Пашутин – один из рекордсменов отечественного кинематографа, на счету которого роли более чем в 200 фильмах.
Он снимался у великих режиссёров, играл с голливудскими и советскими звёздами кино. Нам народный артист России Александр Пашутин рассказал истории из своей жизни, некоторые из которых уже слышали от него завсегдатаи киноклуба «Эльдар» и театра Армена Джигарханяна.
«ДУШКОЙ РЯЗАНОВ НИКОГДА НЕ БЫЛ»
– При жизни Рязанова неоднократно участвовал в мероприятиях «Эльдара» на Ленинском, 105. На этих творческих вечерах я, конечно, рассказывал о своей работе у Мастера. Я всегда приезжал на съёмки как на праздник. Почему? Одно общение с ним чего стоило. Хотя душкой он точно не был. Мог наорать, встрепенуться. Но тут же отходил. У Рязанова я сыграл в шести картинах. Я знаю, что он был доволен мной, иначе не звал бы меня в следующие ленты. Он мне как-то сказал: «Саша, как жалко, что мы с вами так поздно познакомились, я вас снимал бы и снимал». Каждый актёр хочет успехов, творческой победы. Но у Эльдара Александровича все артисты сверкают даже в небольшой роли. Например, я с удовольствием сыграл пьяного командира революционных матросов из сна в городской сказке-мелодраме «Привет, дуралеи!». В «Старых клячах» я – нотариус с фразочкой «Подпись чёткая и ясная». Чтобы меня не узнали, я надевал парик.
– А какими забавными воспоминаниями вы делились со зрителями киноклуба «Эльдар»?
– Помню, как мы поехали с картиной «Небеса обетованные» на гастроли по большим городам – Пермь, Уфа. Куда бы ни приезжали (напомню, что это был 1991 год и в магазинах ничего не было), сперва шли в местный универмаг, к директору. Девчонки себе покупали сапоги, мы, мужчины, – рубашки. Весь дефицитный товар нам доставался. Директор универмага был у нас на премьере, понятно.
«НА ЗЕМЛЕ 100%-НАЯ СМЕРТНОСТЬ»
– Какие ещё адреса на юго-западе вам дороги?
– Многое связано у меня и с театром Джигарханяна на Ломоносовском. После фильма «Премия» он пригласил меня к себе – сыграть его брата в спектакле «Возвращение домой». Как я старался, ну только кишки свои не вынимал на сцене! Армен Борисович говорил после спектакля: «Шура, молодец, сынок». Обстановка тогда в театре Джигарханяна была чудесная. Это было ещё до Виталины (Цымбалюк-Романовской, заведующей музыкальной частью в театре, ставшей потом его женой. – Ред.). Я могу объяснить её появление в его жизни. Мой герой говорил в спектакле: «К сожалению, на земле 100%-ная смертность». И Джигарханян это остро ощущал. Таня, жена его, была уже в возрасте, жила в Америке. Мужика нельзя одного оставлять. Ну нельзя! Как он может один? За ним надо ухаживать, ему надо постирать, уложить спать, утром поднять, дать чашку кофе, текст пройти с ним. Погладить ему рубашку, посмотреть, как он одет, как он обут, подстричь его. Женщина может одна быть, а мужик практически нет. Думаю, Джигарханян так рассуждал о молодой женщине: значит, Господь послал. Она за ним ухаживала, помогала ему. Это потом уже она поняла, что может что-то поиметь.
«МЫ БОРЕМСЯ С НЕДОБИТЫМИ ФАШИСТАМИ»
– Александр Сергеевич, зная вашу патриотическую позицию, не могу не спросить про сегодняшний день. Что думаете о происходящем в мире?
– Я родился в Великую Отечественную. Сегодня ситуация в мире очень напоминает мне всё то, что было в 1940-е. Сейчас на нас тоже, как и тогда, напала свора. Всем знающим историю ясно: это война не России с Украиной и даже не России с Западом. Идёт война с недобитыми фашистами. Мне, конечно, гадко наблюдать за тем, как ведут себя бывшие прибалтийские республики сегодня. Они не понимают одного: что если они на нас попрут, то Америка никогда из-за них войну с нами не развяжет. При всей моей любви к Риге, Таллину, Вильнюсу, я не могу не видеть, что у них в мозгах что-то сломалось, чип им воткнули, и они превратились в ненавистников России. А я помню, как нас принимали в Прибалтике, как нас любили. У меня много друзей там жило. Например, литовский актёр Лаймонас Норейка. Мы с ним снимались в знаменитом сериале «Хождение по мукам», советском фильме чилийского режиссёра Себастьяна Аларкона «Санта Эсперанса». А какие потрясающие боксёры были в Прибалтике, я за них болел. Альгирдас Шоцикас, шестикратный чемпион СССР из Литвы. Или Алоиз Туминьш, двукратный чемпион СССР, чемпион Европы. Понимаете, мы все были едины. И в этом была наша сила. А что теперь – они стали лучше сейчас жить? Ничего подобного! Им бы прийти с покаянной к нам, да не позволяет высокомерие. Трудно ошибки признать. С развалом Союза они проиграли, а мы выиграли.
– Что скажете о поведении сбежавших артистов?
– Что касается Пугачёвой и её заявлений… Это кого она называет холопами и рабами? Свой народ? А остальные сбежавшие, которые кроют Россию… Ну больные люди, пускай ездят друг к другу на концерты. Они никому уже не нужны, а в будущем и подавно. Если они умеют бренчать на гитаре, это не значит, что они совесть нации или наша национальная элита. Элита – это Юрий Башмет, это Владимир Спиваков и все те, кто сейчас со своей страной.
ДОСЬЕ
В 1968 году окончил Школу-студию МХАТ.
Сыграл более 200 ролей в кино: «Хождение по мукам», «Гардемарины, вперёд!», «Премия» и др.
Женат трижды. Третья супруга, Любовь, моложе на 13 лет.
У актёра 7 внуков.
ОЛЬГА ШАБЛИНСКАЯ