«Эльдар» у меня в сердце». Немоляева рассказала о творческих вечерах на Ленинском проспекте
Народная артистка Светлана Немоляева вспоминает, какие люди навсегда связали её с юго-западом.
В ГОСТИ К ЭЛИКУ
– Светлана Владимировна, какие места на юго-западе Москвы дороги вашему сердцу?
– Во-первых, проспект Вернадского – там я прожила 7 лет. Во-вторых, киноклуб «Эльдар» на Ленинском проспекте – одно из самых любимых моих мест в Москве. У нас с Сашей (супруг, народный артист РФ Александр Лазарев, скончавшийся 11 лет назад. – Ред.) проходило там несколько творческих вечеров. И я, и Сашка всегда с огромной радостью выступали в «Эльдаре», мы оба очень любили этот зал. Когда Саша ушёл из жизни, я уже одна проводила творческие встречи в киноклубе на Ленинском, 105.
– Что для вас киноклуб «Эльдар»?
– Мы очень дружили с Эликом, то есть Эльдаром Рязановым. При его жизни мы постоянно там его встречали. Сначала это был кинотеатр «Казахстан», а позже его назвали в честь моего любимого режиссёра Эльдара Александровича Рязанова. Элик был идейным вдохновителем киноклуба, там всегда проходило и проходит до сих пор множество интересных творческих мероприятий, встреч, концертов. Это точка притяжения всего юго-запада, да и всей столицы тоже.
– У Рязанова вы сыграли во многих любимых народом картинах – «Служебный роман», «Гараж», «О бедном гусаре замолвите слово», «Небеса обетованные»… Когда в последний раз виделись с великим режиссёром?
– Был мой творческий вечер в киноклубе «Эльдар» – после ухода Саши я выступала там одна. Эльдар Александрович пришёл на мой вечер, и это был подвиг. Ему было очень трудно пройти по ступенькам лестницы, но всё-таки он поднялся ко мне на сцену и сказал добрые слова. Это воспоминание до сих пор трогает меня до слёз… Он ведь мог остаться в зрительном зале и просто оттуда что-то мне сказать, понимаете? Так что та встреча в кино клубе «Эльдар» навсегда в моей памяти. А Рязанов – навсегда в моём сердце. Мне Элика очень не хватает, он очень важный в моей жизни человек и режиссёр.
ПОСЛЕДНИЙ ИЗ МОГИКАН
– Есть такое мнение, что режиссёру нужно актёра «вздрючить», и тогда тот сыграет гениально. Но некоторые артисты говорят: нет, со мной палкой нельзя, я понимаю только пряник, меня надо хвалить. Вы к какой категории относитесь?
– В моей жизни были разные режиссёры, так что я испытала всё. Было и очень тяжело, было и легко, в радость. Например, я работала в Театре им. Маяковского с Гончаровым, который меня чуть не убил. С ним было очень тяжело. Но я прекрасно понимала, с кем имею дело, как талантлив этот человек и какие создаёт режиссёрские шедевры. Гончаров был невероятно одарённый человек, последний из могикан. Но у него был тяжёлый характер. И таким людям непросто жить. Я так думаю, что ему самому было тяжело – в таком напряжении, в таком нерве, в таком конфликте со всеми находиться. Но и нам с Сашей работа с ним стоила крови. Многие известные актёры не смогли выдержать этого и ушли из театра. Но мы остались до конца, и я считаю, что вышли победителями. А вот Рязанов со мной работал так, как можно только мечтать: ласково, нежно и очень уважительно, всегда хвалил.
– Вы будете почётной гостьей на новом российском кинофестивале «Волгоградский факел», который состоится в конце августа. И конечно, на творческих вечерах снова будут вас спрашивать об Эльдаре Рязанове...
– Мне есть много что рассказать. Рязанов очень хотел снять меня в своём прекрасном фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». В роли Нади. Было восемь проб. Понимаете, восемь! То есть Эльдар Александрович действительно хотел меня видеть в образе, который потом замечательно воплотила на экране польская актриса Барбара Брыльска.
– Что же пошло не так?
– Пробы у меня получались отвратительными – я слишком нервничала, слишком хотела сыграть в этом фильме. Когда я завалила все эти кинопробы, мне хотелось умереть, казалось, что жизнь закончена. Но, к счастью, потом мне всё же довелось сниматься у Эльдара Александровича в нескольких его кинолентах. И очень успешно. После «Гаража» мы стали организовывать замечательные дружеские посиделки и девичники с Олей Остроумовой, Аллой Будницкой, Лией Ахеджаковой. Огромное спасибо Эльдару Александровичу, что он нас всех подружил.
– С какими ещё местами в Юго-Западном округе помимо киноклуба «Эльдар» связаны воспоминания?
– Театр Армена Джигарханяна, моего дорогого друга и гениального партнёра. Вместе с ним мы играли и в кино, и в Театре им. Маяковского почти 25 лет в спектакле «Трамвай «Желание» Теннесси Уильямса. И если меня режиссёр Сергей Александрович Гончаров буквально истязал на репетициях, то Армена он обожал. Также у нас с Арменом Джигарханяном были спектакли «Беседы с Сократом», «Бег», «Кошка на раскалённой крыше». Все они потом шли в Театре Джигарханяна на Ломоносовском проспекте. Армен нас с Сашей, конечно же, приглашал на все спектакли. Он был невероятно глубоким, мудрым человеком и такой же создал театр.
ДОСЬЕ
• Родилась 18 апреля 1937 года в семье кинематографистов «Мосфильма».
• Первая роль в кино – Ольга Ларина в «Евгении Онегине».
• Широкую известность принесли роли в кинокартинах Эльдара Рязанова «Служебный роман» (1977), «Гараж» (1979) и «Небеса обетованные» (1991).
• С 1959 года – ведущая актриса Московского академического театра имени Владимира Маяковского.
• На сцене театра сыграла главные роли более чем в 50 спектаклях, в том числе Офелия в «Гамлете», Бланш Дюбуа в «Трамвае «Желание», Елизавета Тюдор в «Да здравствует королева, виват!», Мэй в «Кошке на раскалённой крыше», Анна Андреевна в «Ревизоре» и др.
• Супруг – народный артист Александр Лазарев. Были в браке с 1960 года до смерти Александра Сергеевича в 2011 году.
• Сын – Александр Лазарев-младший, народный артист России. Внуки – Полина Лазарева, Сергей Лазарев.
ОЛЬГА ШАБЛИНСКАЯ