Новости

Дворянские подмостки. В Воронцово познакомили с крепостным театром

Фото: Юлия Федотова
Дворянские подмостки. В Воронцово познакомили с крепостным театром

Об увлечении дворянства театром и о том, как крепостные актёры становились звёздами, рассказали в усадьбе Воронцово.

«Изначально театр в Российской империи сам по себе был чем-то необычным – православная церковь всегда осуждала лицедейство, – рассказала Вероника Телецкая. – Всё изменилось с приходом Екатерины II: в 1744-м на её обручении с Петром III женщины танцевали в костюмах цветов, что положило начало интересу к театральной жизни. И сами дворяне стали увлекаться театром».

Первыми актёрами были крестьяне, а их учителями – приглашённые в Россию французы. Самым знаменитым считается крепостной театр Шереметевых: театры графа Николая Петровича Шереметева располагались в усадьбах Кусково, Останкино и на Никольской улице, в репертуаре были десятки опер, балетов и драм. Численность труппы доходила до 300 человек. Некоторые актёры становились настоящими звёздами: например, Прасковье Ковалёвой-Жемчуговой, будущей жене Шереметева, императрица на одном из представлений подарила перстень с драгоценными камнями.

«Держать усадебный театр было так же престижно, как, например, иметь оранжерею с экзотическими растениями, домашний зверинец или конюшню с племенными лошадями, – уточнила лектор. – И просуществовал помещичий театр вплоть до отмены крепостного права в 1861 году».


Посетительница Воронцово Анна:

– Раньше уже бывала на экскурсиях по усадьбе – всегда интересно узнать что-то об исторических местах нашего города. А искусство я очень люблю, поэтому лекцию прослушала с большим удовольствием. Не знала, что в театре графа Шереметева существовали приспособления, создающие сложные сценические иллюзии (например, дождь, ветер или гром). Удивилась, услышав о «дождь-машине» – деревянном колодце с расположенными внутри лопастями, которые благодаря сыпавшейся сверху дроби могли издавать звуки, похожие на падающие капли, или «ветер-машине» – барабане с лопастями, которые с характерным шумом проскальзывали по натянутой вокруг этого барабана ткани. Как объяснила искусствовед, некоторые зрители, услышав «шум дождя», даже подбегали к окнам, надеясь увидеть тучи и лужи, или пугались при звуках «грома».


ЕКАТЕРИНА ВОЛКОВИЦКАЯ

Последние новости