Новости

Международный день родного языка отмечают в Институте Пушкина

Международный день родного языка отмечают в Институте Пушкина

Ректор Института Пушкина Маргарита Русецкая рассказала, какие проблемы существуют у школьников при сдаче экзамена по русскому языку и как повысить уровень подготовки учителей.

«Многие говорят о падении грамотности, снижении уровня речевых компетенций, засорении нашего родного языка иноязычными словами, жаргонизмами, громоздкими бюрократическими конструкциями. С одной стороны, с этим трудно не согласиться. С другой стороны, объективные данные – результаты Единого государственного экзамена – говорят нам, что не все так плохо, вернее, все неплохо. В 2017 году средний балл ЕГЭ по русскому языку составил 69,1, в 2018 году – 70,9, а в 2019 – 69,5. Это очень хорошие результаты», – рассказала ректор.

Однако итоги другой аттестации – экспериментальной устной части Основного государственного экзамена по русскому языку для выпускников 9 классов, который проводился в качестве эксперимента в 2019 году, показали, что порядка 30% школьников не справились с устной частью ОГЭ. И это неудивительно: только письменное тестирование не может быть единственной и релевантной формой контроля речевых компетенций. Школьников необходимо учить аргументированно выступать, поддерживать диалог, отстаивать свою позицию.

По данным мониторинга НИУ ВШЭ, средний балл ЕГЭ абитуриентов по направлению «Педагогическое образование» в 2019 году составил 64, а, например, по направлению «Филология» – 72. На педагогические направления нередко принимаются выпускники школ с «тройками» по профилирующим предметам. «Взять тот же русский язык: принимают ребят, у которых ЕГЭ по русскому 48–53 балла... это же тройка! – отметила Маргарита Русецкая. – Сложно сказать, почему это происходит, вероятно, свою роль играет необходимость заполнить контрольные цифры приема, реализовать госзадание по подготовке кадров. Тем не менее, факт остается фактом: в педагогические вузы попадают ребята с тройками по русскому языку».

Выход, по мнению ректора, в повышении качества набора абитуриентов. Вузы могут и должны устанавливать минимальные пороги ЕГЭ хотя бы на уровне 65 баллов по профильным предметам. Также нужна система предуниверситетских классов углубленного изучения предметов. Важно сетевое сотрудничество, дистанционное обучение, совместные программы с профильными вузами. «И, конечно, перед окончанием вуза для студентов должна быть оценка на соответствие стандарту педагогической деятельности», – заключила Маргарита Русецкая. По ее словам, нужен выпускной демонстрационный экзамен на вход в педагогическую профессию, в основе которого лежат требования профессионального стандарта «Педагог» и независимая оценка профессионального сообщества.

Последние новости