Главархив Москвы рассказал об экспериментальной немецкой школе имени Либкнехта
На официальном сайте Главархива Москвы появилась статья, приуроченная ко Дню учителя и посвященная экспериментальной немецкой школе имени Карла Либкнехта.
Это учреждение появилось в столице в начале 20-х годов и просуществовало до 1938 года. В Главархиве сохранились материалы об истории школы, которые были переданы на хранение учительницей русского и литературы Натальей Мусиенко – она 10 лет занималась историей этого учреждения.
Большинство документов попало к преподавателю именно от бывших учеников. Мусиенко смогла разыскать около 100 выпускников, живущих в России, и еще 40 выпускников, проживающих в Германии и Австрии. Среди фондовых материалов – письма с воспоминаниями учителей и их потомков об истории школы, многочисленные фотографии учеников с родителями, здания школы. Кроме того, в архиве есть и книга записи учащихся, а также журнал посещаемости, дневники, грамоты и многое другое.
15 марта 1924 года за парты «Немецкой трудовой школы» сели первые ученики. Это была уже шестая национальная школа в Москве – до этого существовали татарская, армянская, польская, еврейская и латышская школы.
С сентября 1924 года дети учились в третью смену в школе №63 на Мещанской улице. Позднее, в октябре 1925 года школа переместилась на Большую Спасскую, а летом 1932 года – на Садово-Спасскую, где делила помещение с англо-американской школой. Параллельно немецкая школа получила имя Карла Либкнехта.
Наконец, в 1935 года на месте разрушенной в 1934 году церкви Спаса Нерукотворного Образа на Кропоткинской специально для немецкой школы построили собственное здание.
Учились в школе исключительно на немецком языке. Учителя и ученики составляли настоящее многообразие: среди учившихся были не только немцы, но и евреи, русские, венгры, итальянцы, финны и японцы.
Школа считалась престижной, поскольку обучение здесь вели преподаватели высших заведений, многие из них были носителями немецкого языка, окончившими европейские университеты.
В начале 30-х годов в школе арестовали преподавателей, еще позже – директора. На их места пришли партийные работники. В декабре 1937 года существование особых национальных школ назвали «вредным», а в январе 1938 года среднюю школу №54 имени Либкнехта закрыли.