От Сокольников до парка на метро
15 мая исполнилось 80 лет Московскому Метрополитену… О «подземке» москвичи мечтали еще в 1875 году, тогда возникла идея проложить линию от Курского вокзала через Лубянскую и Трубную площади до Марьиной рощи.
Но до проекта дело так и не дошло. Было и еще несколько попыток, но все безуспешны. То Московская городская дума проект отклонила, то Первая мировая война помешала, то денег не нашли (1925). И вот в 1933 году, наконец, был утвержден технический проект первой очереди метрополитена, тогда же начались и основные строительные работы.
Первая линия Метрополитена «Парк культуры» - «Сокольники» открылась 15 мая 1935 года. Подземная железная дорога явилась настоящим чудом. В первый же день работы было перевезено 370 тысяч пассажиров!
Журналисты столичных СМИ, совершившие пресс-тур по подземке, восторженно рассказывали своим читателям о нарядных станциях, сравнивая их с мраморными дворцами, о вагонах и перронах… «Сверкающий огнями подземный поезд плавно замедляет ход. Станция «Красносельская». В распахнувшиеся двери видны розовые и палевые прожилки колонн, просторный перрон. В вагон входят пассажиры, и снова захлопнулись двери, и снова поезд бесшумно устремляется вперед.
И реальное великолепие розово-палевых колонн из мрамора, с капитолиями, увенчанными гордой надписью «КИМ» (коммунистический интернационал молодежи – прим. авт.), открывается на перроне подземной станции «Комсомольская площадь». Пассажиры почти одним и тем же жестом вытаскивают часы: всего три с половиной минуты! Три с половиной минуты, поглотившие расстояние от «Сокольников» до «Комсомольской площади». Перрон сверкает электричеством, нарядные изящные вагоны подземного поезда снова готовы в путь. Гудок и неправдоподобие, воплощенное в реальность, и материализованная фантастика подземной Москвы, сверкая огнями, снова бесшумно устремилась вдаль», – так писал корреспондент одной из столичных газет.
Московское метро проектировалось и строилось с учетом опыта европейских столиц. И сегодня воображение москвичей и гостей столицы поражают своей красотой станции и вестибюли метро. Они строились и оформлялись по проектам и эскизам замечательных архитекторов и художников. Так, например, проекту станции «Красные ворота» (с 1962 по 1986 год – «Лермонтовская»), вестибюль которой напоминает морскую ракушку, в 1938 году на Международной всемирной выставке была присуждена Гран-при. А станцию «Комсомольская» -радиальная, построенную по проекту известного архитектора Д.Н. Чечулина, украшает панно «Метростроевцы» художника Е.Е. Лансере, выполненное из мозаики. Подумать только, 44 станции метро являются объектами культурного наследия!
Во время Великой Отечественной войны метро использовалось как бомбоубежище. Любопытный факт: за время авианалетов в метро родилось 217 детей.
16 октября 1941 года - единственный день в истории московского метро, когда оно не открылось. Метро планировалось уничтожить, а оставшиеся вагоны и оборудование эвакуировать. Но этот страшный приказ отменили. Более того, в мае 1942-го строительство метро уже возобновилось. И в январе 1943 года был введен участок «Площадь Свердлова» - «Завод имени Сталина» («Автозаводская»), а в январе 1944-го: «Курская» — «Измайловский парк» («Партизанская»). На 7 станциях, построенных в военное время, имеются памятные таблички с надписью: «Сооружено в дни Отечественной Войны».
После войны метро «опутало» уже всю Москву. В середине 1990-х появились новые проекты развития скоростного транспорта Москвы: легкое метро, монорельс, мини-метро и скоростная транспортная система. В конце 2002 года была открыта станция «Бульвар Дмитрия Донского», впервые выведшая метро за пределы МКАД, но оставаясь притом на территории Москвы. И в 2003 году, как продолжение этой ветки, была открыта Бутовская линия. А в декабре 2009-го впервые в истории одна из линий Московского метрополитена вышла за пределы административных границ Москвы. На Арбатско-Покровской линии появилась станция «Мякинино», находящаяся на территории Московской области и одновременно первая станция, построенная за счет инвесторов.
«ЗВЕЗДЫ» В МЕТРО
С 1 по 15 мая москвичей и гостей столицы в московском метро сопровождают звезды российского кино и телевидения, а точнее, их голоса.
Сокольническая линия - Армен Джигарханян, Екатерина Андреева
Замоскворецкая линия - Валерий Сюткин, Вера Алентова
Арбатско-Покровская линия - Дмитрий Губерниев, Валерия
Филевская линия - Александр Васильев, Ирина Муравьева
Кольцевая линия - Никита Михалков, Кристина Орбакайте
Калужко-Рижская линия - Гоша Куценко, Яна Чурикова
Таганско-Краснопресненская линия - Александр Розенбаум, Светлана Немояева
Калининская линия - Дмитрий Дюжев, Наталья Крачковская
Серпуховско-Тимирязевская линия - Иосиф Кобзон, Михаил Ефремов, Оксана Федорова
Люблинско-Дмитровская линия - Дмитрий Маликов, Нона Гришаева, Лолита
Бутовская линия (легкое метро) - Стас Михайлов, Анжелика Варум
Кроме того, на всех станциях кольцевой линии метро, установлены праздничные тантамарески - стенды для фотографирования с вырезом для лица, на которых изображены фигуры работников метрополитена. Вплоть до 31 августа каждый пассажир может «сфоткаться» в «форме» машиниста, начальника станции…
Обновлены экспозиции необычных составов: «Акварель» на Арбатско-Покровской и «Народный ополченец» на Замоскворецкой линии. А на серой ветке (Серпуховско-Тимирязевской линии) появились два именных поезда: «70 лет Победы» и «80 лет Московскому метро».
ПОЕЗД-МУЗЕЙ
13 мая из депо "Владыкино" в торжественной обстановке вышел уникальный поезд, посвященный истории метро, и совершил свой первый рейс. Каждый из восьми вагонов тематического состава охватывает одно десятилетие истории строительства подземки.
Все они выполнены в цветовых гаммах, соответствующих основным линиям метрополитена. На бортах размещены фотографии и даты значимых событий в жизни метро.
Внутри тематического поезда – настоящий музей. Его экспозиция рассказывает о работниках метрополитена и его проектировщиках. Все станции для этого поезда озвучил народный артист Советского Союза, диктор Игорь Кириллов.
***
Метро сегодня – это 12 линий общей протяженностью 327,5 км и 196 станций
В 2015 – 2016 году откроется еще восемь новых станций. А до 2020 года по планам правительства Москвы будут построены еще 78 станций, протяженность подземки возрастет более чем на 160 км.
Татьяна КАЛМЫКОВА, Татьяна ПОЛЯКОВА
Фото Анатолия ЦЫМБАЛЮКА