Новости

Главархив рассказал о создании учебно-производственных мастерских в годы ВОВ

Фото: Главархив Москвы
Главархив рассказал о создании учебно-производственных мастерских в годы ВОВ

В Главархиве рассказали о том, как дети помогали фронту в учебно-производственных мастерских. Статья опубликована на сайте мэра и правительства Москвы.

Во время войны СССР необходимо было срочно активизировать трудовые ресурсы, а потому к производству стали подключать детей и подростков. В Москве были открыты учебно-производственные мастерские, где школьники учились и трудились на благо фронта. К концу 1942 года в работе мастерских появились проблемы, которые требовали срочного решения.

Проблемы, в первую очередь, заключались в том, что не было единой системы организации труда и заработной платы, а учет работы производился неудовлетворительно. Решением проблемы стало постановление Моссовета от 5 декабря 1942 года.

Согласно постановлению, мастерские стали открываться не только при управлении производственных предприятий МосгорОНО, но и при школах для учащихся 4-10 классов. Эти организации финансировались из районных бюджетов, а попасть туда дети и подростки могли по заявлению родителей или опекунов.

В мастерских при школах рабочий день длился три часа, а при МосгорОНО – шесть. Подростки старше 15 лет трудились по восемь часов, из которых шесть отводилось под производственную работу. После 55 минут труда юные работники имели право на пятиминутный отдых.

Проходило обучение производственным навыкам: инструктор показывал приемы работы, а учащиеся проходили практику. Вся работа проводилась в форме соцсоревнований, ударничества и показа лучших учеников, чтобы мотивировать окружающих.

Школьникам-мастеровым выдавали продовольственные карточки служащих. А ребята, которые работали на станочном оборудовании, получали карточки рабочих.

Принятые меры позволили наладить функционирование мастерских и увеличить их численный состав.

Последние новости