23 Мая 2019 Чт

Газета "Обручевский меридиан" ЮЗАО г.Москвы

22 мая в Институте Пушкина откроется юбилейный XX Кирилло-Мефодиевский фестиваль славянских языков и культур

Служба примирения показала свою эффективность в школе №121


26.04.2016

В школе создана служба примирения, где обучаются подростки. Именно целям обучения и приобщения к стандартам восстановительного подхода, а также обучению навыкам конфликтологии посвящены занятия. В ГБОУ Школе № 121 занятия по подготовке ребят к полноценному участию в школьной службе примирения еженедельно проводят кураторы: педагог-психолог Анастасия Вячеславовна Криницына и учитель-логопед Екатерина Анатольевна Ефремова. Активное участие в работе Службы принимает директор школы  - Василий Сергеевич Сметлев.
Задачами занятий являются:
1.    распространение среди учащихся, родителей и педагогов культурных форм разрешения конфликтов;
2.    помощь в разрешении конфликтных ситуаций на основе принципов восстановительной медиации;
3.    обучение компетенциям в области конфликтологии.
4.    развитие личности, самопознание и самоопределение учащихся.
   У старшеклассников есть возможность получить новые знания и уникальный опыт в качестве «миротворцев». С учащимися обычно проводится  предварительное обучение по программам примирительных технологий и конфликтологии. Каждый школьник с 1 по 11 класс может обратиться по поводу любого конфликта с одноклассником или учителем в службу примирения - напрямую и через старшеклассника-участника «Школы примирения». Старшеклассники получают знания по психологии, конфликтологии, базовые навыки адаптации и социализации в обществе, развивают организаторские способности, укрепляют умения логически и эмоционально просчитывать и включаться в различные (в том числе  конфликтные или стрессовые) ситуации.
     Педагоги школы проходили обучение на проведённом  в школе тренинге по организации «Службы примирения», а кураторы – апробировали свои идеи на окружных семинарах. Наставничество осуществляла  Путинцева Наталья Владимировна, социальный педагог ГППЦ.
     В настоящее время также на базе нашей школы по средам проходят ежемесячные семинары кураторов и педагогов «Службы примирения» города Москвы.
    В последующем, будет проходить дальнейший отбор и обучение детей-участников школьной службы примирения.
Опираясь на восстановительный подход, в «творческих занятиях» соблюдаются и изнутри исследуются вместе с подростками следующие принципы: добровольность, информированность сторон, нейтральность медиаторов, конфиденциальность, ответственность сторон  и медиатора, заглаживание вреда обидчиком, самостоятельность служб примирения.
В школе применяются следующие технологии «школьной службы примирения» (А.Коновалов, Р.Максудов и другие).
I.    Медиация представляет собой участие в разрешении конфликта посредника-старшеклассника, члена «Школы примирения». Посредник проводит беседы с каждым участников конфликта, после чего проводит примирительную встречу. Творческая особенность медиации заключается в свободном стиле общения, обучении творчеству в общении с людьми в целом, доверительной атмосфере, применению креативности посредника, предоставление творческого выбора в решении конфликта самим участникам. Метод может применяться с 1 по 11 класс. Кураторы Школьной службы примирения проводили медиацию – то есть разрешение конфликтов между двумя участниками. К участию в медиации приглашались заинтересованные дети и родители.
II.    Восстановительная программа «Круги сообществ» направлена на разрешение конфликтных ситуаций между детьми, учителями, в которые вовлечены более 4 участников. Главное в проведение «кругов» - привлечение к решению конфликтов среди коллектива детей в классе, учителей, школьников.
Кураторами школьной службы примирения проводится  «Круг» в 1-10 классах. Программа является социально-педагогической и представляет собой очень интересный и особенный классный час, когда дети могут обсудить свои ценности, проблемы в классе, отношения и задумки. Важнейшей особенностью «Кругов» является привлечение к обсуждению проблемы всех заинтересованных людей, что обеспечивает их активное участие в принятии решения и разделении ответственности за его выполнение. Сидя в кругу, дети могут высказываться на предлагаемые ведущими темы о дружбе, отношениях в классе и многом другом. Старшеклассники входят в состав ведущих в качестве помощников, волонтёров. Это учит их быть внимательными, ответственным, самостоятельно мыслить, помогать другим, познавать себя и людей. Это сплачивает классный коллектив, позволяет решать проблемы детей. После проведения Круга происходят изменения в психологическом настрое детей, отношении к себе и другим, круг является коллективным творческим делом класса.
     Опыт показывает, что после создания на базе ГБОУ Школа № 121 «Службы примирения» атмосфера в школе стала добрее, лучше, дети активно интересуются способами решения конфликтов, педагоги стараются применять подходы восстановительной медиации при беседах, обращаются за помощью. Многие сложные случаи, которые приходят в администрацию школы, передаются для работы в «Школьную службу примирения». Данное направление работы является очень востребованным и перспективным.

Теги: